Абдуразакова Джамиля Ирбайхановна

Консультация для воспитателей на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду"

По определению всемирной организации здравоохранения, здоровье-это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Важным результатом дошкольного детства является уровень психофизического развития детей, позволяющий приступить к целенаправленному формированию учебной деятельности.

Задача образовательного учреждения-сохранять и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития,не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт  интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.

Здоровьесберегающий педагогический процесс - в широком смысле слова- процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинского.

 Необходимо помнить, что здоровье начинается с настроения самого педагога. Именно настроение педагога создаёт позитивный (или негативный) психологический климат в детском  коллективе. Умение почувствовать состояние каждого  воспитанника, индивидуально подойти к каждому ребёнку, зажечь и повести за собой позволяет организовать эмоционально- позитивную среду, обеспечивающую личностные рост и укрепление здоровья воспитанников.

Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагога и ребёнка в течении дня.

Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, двигательная активность, закаливание организма, стабильное психоэмоциональное состояние.

Режим- научно-обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

Задачи: у детей сформировать базу знаний и навыков здорового образа жизни, желание заниматься физической культурой и спортом.

Каждый педагог обязан знать и придерживаться элементов здоровьесберегающего занятия:

§  соблюдать гигиенические нормы и требования к занятию

§  начинать занятие минутой вхождения в день

§  тон воспитателя должен быть спокойным и доброжелательным

§  следить за усталостью детей, вовремя проводить физкультминутки

§  на занятии использовать игровые приёмы

§  соблюдать принципы дидактики (принцип  доступности, наглядности, новизны)

§  смена положения детей во время занятия

§  организационная среда удобная для детей.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду:

1. Динамические паузы - во время занятий (2-5 мин.) по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2. Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

3. Релаксация- в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

4. Пальчиковая гимнастика- с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

6. Дыхательная гимнастика - в различных  формах физкультурно - оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагог даёт детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

7. Динамическая гимнастика - ежедневно после дневного сна (5-10 мин).

8. Корригирующая гимнастика - в различных формах физкультурно - оздоровительной работы.  Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

9. Ортопедическая гимнастика - в различных  формах физкультурно - оздоровительной работы.  Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни.

1. Физкультурные занятия- 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате (10 мин.), младший возраст (15-20 мин., средний возраст- (20-25 мин.), старший (25-30 мин.). Перед  занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

2.Проблемно-игровые (изотренинги и игротерапия)- в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

3.Коммуникативные игры- 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

4.Занятия из серии «Здоровье»- 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста,  могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

5. В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал (специальные модули).

 

Коррекционные технологии.

1.Технологии музыкального воздействия- в различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

4.Сказкотерапия-2-4 занятия в месяц по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком  является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиком необходимые движения.

3.Технологии воздействия цветом - как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный  настрой ребёнка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание -  важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

 

 В детском саду педагоги начинают работу по формированию навыков здорового образа жизни, ориентируются на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребёнка, реализацию усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Необходимо делать акценты на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

 Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребёнка.

 Содержание занятий наполняют сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Однако на занятиях используют и другие методы ( графический, театрализация и др.). При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания. Занятия должны включать в себя вопросы не только физического, но и духовного  здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека,  ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья,  вопросы, связанные с факторами, укрепляющими  и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

  Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребёнка. Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп.  Задача оздоровительных пауз – дать знания выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Когда ребята освоятся, им дают возможность самим проводить эти минутки.

На занятиях о пище  изучают правила  хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание, разумное отношение к приёму жидкости, в том числе воды).

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

Чтобы такие занятия детям нравились, нужно обеспечить успех первого занятия. Никаких нравоучений! Постараться задать детям несколько вопросов, ответы на которые  подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесёт им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Нужно отметить искренность детей, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру.

Важно научить детей понимать, что когда их тело здорово, они чувствуют себя хорошо. Когда у них что-то болит или кружится голова, им нужна помощь, и они должны сказать об этом родителям или другим взрослым. Иногда приходится обращаться за помощью к детскому доктору ( он называется педиатр) или зубному врачу( иначе он называется стоматолог). В поликлинику с ними могут пойти родители или бабушка, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно. Врач им поможет, боль пройдёт, и они снова будут ощущать себя сильными и здоровыми. Можно постараться жить и вести себя так, чтобы как можно реже обращаться к врачу. Это называется - здоровый образ жизни. Научиться вести здоровый образ жизни детям помогут такие занятия, как «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Правила личной гигиены», «Микробы- разносчики разных болезней», «Глаза – главные помощники человека», « Чтобы зубы были здоровыми», «Сон-лучшее лекарство», «Осанка-стройная спина», «Расти здоровым». А также дидактические игры: «Полезно-вредно», «Угадайка» (правила ухода за ушами), «Зачем человеку зубная щётка», «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Полезные и неполезные продукты», «Прежде чем за стол сесть, я подумаю, что съесть», «Золотые правила питания», «Можно-нельзя», «Плохо-хорошо» (гигиена сна), «Если случилось несчастье», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров-закаляйся!», «Наш организм», «Питание-дело серьёзное».

 Во время занятий можно использовать советы доктора Воды, доктора  Здоровая пища, доктора Свежий воздух, доктора красивая осанка.

Знакомить детей с художественной литературой:

С.Михалков  «Как у нашей Любы разболелись зубы…», «Как поел, почисти зубки, делай так два раза в сутки…», «Рано утром просыпайся, себе, людям улыбайся», «Про девочку, которая плохо кушала», «Не спать»(анализ стихотворения).

С.Я.Маршак «Робин-Бобин» (почему заболел живот у Робина-Бобина), сказка «Мойдодыр».

Григорий Остер «Вредные советы » и др.

Обсуждать с детьми ситуации: «С кем не стоит встречаться», «Почему так говорят?», «Осторожно, опасность!», «Сделай правильный выбор».

 Знакомит с пословицами, поговорками: «Лицом хорош, да душою не пригож», «Родилась пригожа, да по нраву негожа» и т.д.

 

Обращать внимание детей на то, что здоровье человека во многом зависит от него самого. Некоторые люди заботятся о своём здоровье, стараясь сохранить этот волшебный дар. Стремятся к тому, чтобы стать сильнее, крепче, умнее, добрее. Другие безумно тратят здоровье, разрушая себя. Чтобы узнать секреты здоровой и счастливой жизни, нужно постоянно учиться. Вести такие занятия могут фея Витаминка, фея Чистюлька, гномик Здоровячок. Все они живут в волшебной стране Здоровье.

По этой теме с детьми можно провести такие занятия как: эпическая беседа «Будь всегда вежливым», «Доставляй людям радость добрыми делами», «Моё настроение», « Наши добрые поступки», «Правила поведения с незнакомыми людьми», « Правила поведения на улице», «Жить для себя и жить для других», « Прощай, тётушка Скука!».

В конечном итоге: долг каждого воспитателя совместно с родителями и другими сотрудниками ДОУ формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром, это и предполагает государственно-образовательный стандарт по физическому воспитанию. 

2 декабря 2015 в 18:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.